«Галстук-бабочка» и другие легенды Chevrolet

История марки

Дороги всего постсоветского пространства сегодня переполнены автомобилями марки Chevrolet. Aveo, Lacetti, Cruze... Изо дня в день мы смотрим на них, а иногда и вовсе не замечаем, но мало кто знает, сколько легенд, историй и событий связано с автомобилями, которые несут на себе знаменитую эмблему в виде галстука-бабочки. InfoCar.ua с удовольствием приоткрывает для своих читателей завесу над тайнами Chevy.

Король без королевства

Луи ШевролеО том, что Луи Шевроле был выдающимся человеком, превосходным гонщиком и хорошим механиком, знают, наверное, все, кто хоть немного увлекается историей автомобилизма. В справочниках и энциклопедиях много написано и о нем, и о компании, которой он дал свою фамилию, но мало кто знает, что Луи, по сути, никогда не руководил Chevrolet. Производителя автомобилей с таким названием вообще могло не быть, если бы не Уильям Карло Дюран (человек, основавший General Motors). Именно он разглядел в Шевроле талант инженера и предложил тому создать сначала двигатель, а после и автомобиль целиком. Луи согласился и даже стал соучредителем образованной в 1911 году Chevrolet Motor Car Co., но только номинально. Он был настолько свободолюбивым и увлекающимся человеком, что бизнес как таковой его не интересовал. Дюрану же это было только на руку. Будучи отстраненным от руководства GM под давлением кредиторов, Уильям решил создать новую империю и Шевроле со своими способностями нужен был ему как никто другой.

Первая серийная модель Chevrolet Classic Six с 30-сильным 6-цилиндровым двигателем была готова аккурат к образованию компании. Об испытательных полигонах речи тогда идти не могло, поэтому Луи Шевроле опробовал свой первый автомобиль прямо на улицах Детройта, и загремел за это в полицейский участок, где ему выписали штраф в $20 - 10 за превышение скорости и еще 10 за лживую, как показалось полицейскому, попытку выдать себя за известного гонщика.

Classic Six - первая модель марки Chevrolet

Classic Six получился хорошим, но дорогим автомобилем, и это обстоятельство стало началом разногласий Шевроле с Дюраном. Первый мечтал строить мощные спортивные авто, которые по определению не могут быть дешевыми, а второго интересовала исключительно прибыль, получить которую проще всего от массового производства простых и доступных машин. К тому же, Дюрану сильно не нравилось то, что Шевроле не хотел меняться. Он, как и прежде, курил папиросы, предпочитая их сигарам, носил старый потрепанный костюм вместо дорогого и модного. В итоге отношения партнеров испортились окончательно и в 1913 году Шевроле покинул компанию своего имени, лишился доли в ней и получил запрет на использование собственной фамилии в любом другом бизнесе.

Совпадение или нет, но стоило Луи Шевроле покинуть компанию, как дела ее резко пошли в гору. План Уильяма Дюрана сработал - автомобили продавались в больших количествах, в то время как обидчики из General Motors переживали трудные времена и, в конце концов, вынуждены были сдаться. Результатом слияния компаний стало возвращение Дюрана на руководящий пост, а Chevrolet получила новые финансовые и технологические возможности. В 1922 году компания отпраздновала первое большое событие - миллион проданных автомобилей, а еще через пять лет впервые обогнала по продажам Ford.

История эмблемы Chevrolet

А знаете ли Вы, что...

… эмблему Chevrolet (легендарный бантик-бабочку) придумал отнюдь не Луи Шевроле, а Уильям Карло Дюрант, увидев нечто подобное на обоях в номере одного из парижских отелей.

Первое серьезное испытание на прочность ждало Chevrolet в 1936-м, спустя всего год после запуска в производство модели Carryall, ставшей потом легендарным внедорожником Suburban. На заводе GM в городе Флинт началась масштабная забастовка, длившаяся 44 дня, после чего руководство концерна пошло на уступки профсоюзам и производство автомобилей возобновилось. А потом США вступила во Вторую мировую войну и конвейеры Chevrolet снова остановились. До 1946 года.

Chevrolet Carryall - Suburban

А знаете ли Вы, что...

… с 1943 по 1946 год одной из специализаций Горьковского автозавода (ГАЗ) была сборка грузовиков Chevrolet. Комплектующие поступали на завод в деревянных коробках, а сам процесс сборки проходил под открытым небом, поскольку в июле 1943 года цеха ГАЗа были разрушены бомбардировкой Люфтваффе.

Следующее знаковое событие для Chevrolet произошло в середине 1950-х. Им стал дебют первой в истории марки спортивной модели - Corvette. Думается, она не нуждается в представлении. Однако не только Corvette можно считать символом Chevrolet. В следующие несколько десятилетий компания вывела на рынок целую плеяду легенд, среди которых Chevelle, Caprice, Impala, Camaro, Cavalier... Чтобы понять, насколько они были популярны, достаточно сказать, что каждая десятая машина, колесившая в то время по дорогам США, несла на себе “галстук-бабочку”. Chevy были у всех - у таксистов, полицейских, гангстеров, киноактеров.

Американцы гордились тем, что у них есть Chevrolet, но еще большее чувство гордости они испытывали от того, что Chevy есть только у них. Это были 100-процентные автомобили-янки, не собиравшиеся нигде за пределами Штатов. Да и иностранцев на американских дорогах было не много. Могло ли так продолжаться вечно? Конечно же, нет. Глобализация автомобильной промышленности сделала свое дело, и в 1984 году Chevrolet создала первое совместное предприятие с Toyota, чтобы японцы получили возможность собирать свои автомобили в Америке. А девять лет спустя, в 1994-м, Chevrolet начала массовые продажи своих машин в Японии.

Chevrolet Lanos

Маховик был запущун, и остановить его уже ничто не могло. Купив еще в 1992 году корейскую Daewoo Motor Co., к 2002-му концерн General Motors вплотную подошел к реализации очередного пункта своего стратегического плана - на некоторых рынках Daewoo начали продавать с шильдиками Chevrolet. От тех чистокровных американских Chevy, которыми так гордились янки, не осталось ничего, кроме имени.

А знаете ли Вы, что...

… потеряв все свое состояние в результате биржевого краха 1929 года, Луи Шевроле вынужден был искать себе работу, и нашел ее на заводе, носившем его собственное имя. Луи стал простым механиком, а в 1941 году ушел из жизни малообеспеченным и почти забытым человеком.

Технические достижения Chevrolet

Несмотря на то, что General Motors никогда не отводил марке Chevrolet роль производителя передовых с технической точки зрения автомобилей, несколько инноваций в свой актив компания все-таки записала. Например, в 1934 году Chevy одной из первых наладила массовое производство автомобилей с независимой передней подвеской, сконструированной французским инженером Андре Дюбонне. Позже такую подвеску начали устанавливать на автомобили Pontiac, Vauxhall, Opel и даже на «Москвич» 400-й модели.

В 1936 году настал черед следующей сенсации – цельнометаллической крыши Turret Top. До того все автомобильные кузова имели в центральной части крыши вставку из плотного брезента, натянутого на поперечины. Как же смеялись над Chevrolet конкуренты, язвительно подшучивая о том, что крыша будет греметь, а стекла от вибраций повылетают. И как же они были разочарованы, когда Turret Top не только прижился, но и стал стандартом в автомобилестроении.

Уже после войны, в 1953 году, на выставке Motorama в Нью-Йорке публике был представлен «автомобиль мечты» Chevrolet Corvette, но не обычный, а с невиданным доселе стеклопластиковым кузовом! В то время стеклопластик использовался только в космонавтике, однако для General Motors, мощной и влиятельной корпорации, это не было проблемой. Любопытно, кстати, что летом 1959-го Corvette со стеклопластиковым кузовом привезли на выставку в Москву, а чтобы впечатлить русских еще больше, маркетологи GM сделали фотоснимок, на котором мужчина одной левой поднимает весь кузов над головой. Увидев такое чудо, советские партийные деятели договорились с американцами и тут же выкупили выставочный экземпляр Corvette, передав его в распоряжение НАМИ.

А знаете ли Вы, что...

… в начале 2012 года один из египетских шейхов издал указ, согласно которому мусульманам запрещается ездить на автомобилях с «галстуком-бабочкой» Chevrolet. Причина такого табу в том, что эмблема марки, по мнению шейха, сильно напоминает христианский крест.

В середине 1960-х концерн General Motors увлекся экспериментами с электричеством. В результате было построено два прототипа, один из которых базировался на модели Chevrolet Corvair II Monza Sportsedan. Объектом исследований стали электрохимические генераторы (то, что сегодня называют «топливными ячейками»). Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что испытания прошли успешно, и уже тогда руководство GM заявило, что будет готово массово выпускать электромобили в 2010 году. Удивительно, но этот прогноз оказался намного более точным, чем многочисленные пророчества «конца света».

Chevrolet Corvette 1984

Пожалуй, последнее на сегодняшний день выдающееся достижение инженеров Chevrolet датируется 1984 годом. Именно тогда на независимую заднюю подвеску очередной модификации Corvette американцы установили стеклопластиковую поперечную рессору, что было очень смелым инновационным решением. А после General Motors вернулся к тому, с чего все начиналось - автомобили Chevrolet должны быть массовыми транспортными средствами, а не полигоном для экспериментов. Аура Chevy начала постепенно сходить «на нет», хотя автомобили с «галстуком-бабочкой» на решетке радиатора по-прежнему очень популярны во всех уголках планеты.

6 февраля 2012 года. Артем Киселев, специально для InfoCar.ua

Источник: Chevrolet.InfoCar.ua

Обсуждение статьи

леон  

Раньше это название было заакеанско-загадочно-далеким. Сейчас уже привыкли, как к ваз. Луи увековечил свою фамилию и не знал, как будут популярны Шевроле в далекой России.

ответить   +1
Гость  

Несмотря на всё рекламации отличные выносливые автомобили .

ответить   +1
patrik  

Спасибо за статью. Пора бы обновить её с учетом модели Bolt.

ответить   +1

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся